Мобильный контент
Мобильный контент База данных Работа Форумы Блоги Подписка 

Новости CForum.ru

02.11. [Маркетинг]  ЗНТЦ (Зеленоградский нанотехнологический центр, Зеленоградский наноцентр) / MForum.ru

09.01. [Маркетинг]  ЦТС / MForum.ru

09.01. [Маркетинг]  МТС Энтертайнмент / MForum.ru

28.02. [Маркетинг]   Материнские платы / MForum.ru

01.10. [Бизнес]  Роботренды. Что нового в мире роботов и дронов / CForum.ru

24.04. [Бизнес]  Tele2 представила итоги работы на рынке мобильной коммерции на Дальнем Востоке / CForum.ru

13.10. [Бизнес]  Tele2 объявляет об акции "Бесплатные ретро-хиты" / CForum.ru

06.10. [Бизнес]  Компания J’son & Partners Consulting представляет оценки рынка цифровой дистрибуции музыки в Росси и в мире по итогам 2013 года / CForum.ru

18.09. [Бизнес]  Рейтинг мобильных разработчиков России 2014 от Тэглайн / CForum.ru

24.08. [Бизнес]  КСелл вышел на рынок мобильного эквайринга / CForum.ru

Мобильные телефоны на MForum.ru

Мобильная музыка

Дмитрий Серёгин, RDS Records, "Лицензионный музыкальный контент в России. Будущее или реальность"

Мобильная музыка · Ваши права · Статьи

26.11.2006, CForum.ru

CForum.ru предлагает материалы выступления Дмитрия Серёгина, RDS Records, подготовленные на основе выступления и презентации 8 ноября 2006 года. От рынка музыкальных носителей к рынкам мобильного музыкального контента и рынку музыкальной интернет-дистрибуции, проблемы новых рынков и отсутствие законодательной базы, общества по коллективному управлению правами, требования западного рынка и их влияние на российский рынок, найдет ли DRM дорогу на российский рынок - вот темы, которым был посвящен доклад.


Немного о нашей компании RMG Records. Это одна из крупнейших звукозаписывающих российских компаний. К легализации контента пришла, как и многие российские компании - правообладатели, через пиратский рынок. На момент 1993 года использовались разрешения, выданные РАО. Фактически - это первая компания, которая на отечественный рынок вывела формат .mp3 и .mp3 на носителе. До появления RMG данный формат, как и во всем мире, считался незаконным. Впоследствии даже иностранные партнеры признали данный формат .mp3 на компакт-дисках легальным для российского рынка, в отличие от других стран, где он по-прежнему, считается пиратским.

RDS Records - это компания, которая входит в RMG Records, которая представляет направление интернет-распространением музыки и мобильным музыкальным контентом.

Производители фонограмм быстро перешли от производства пластинок к производству цифрового формата.

LP -> MC -> CD -> Digital

Переход занял всего около десятилетия.

Данные, представленные российским агентством InterMedia, занимающимся исследованием музыкального рынка, говорят о том, что продажи цифрового контента растут. Формат цифровой музыки становится все более популярным, едва ли не единственно востребованным. Как таковые носители перестают быть интересными уже в этом году. По ним прогнозируется настолько большой спад, что можно предсказывать, что музыка будет распространяться в основном по беспроводным сетям, либо на носителях с накопительной функцией. Формат .mp3 останется в ближайшее время актуальным.

Данные аналитической компании Forrester Research. Продажи музыки через интернет только на европейском рынке вырастут с 279 млн евро в 2006 году, до 3,9 млрд евро в 2011 году. Продажи компакт-дисков уменьшатся на 30%.

Участники рынка музыкальных носителей

Традиционный рынок музыкальных носителей всегда включал таких участников, как правообладатели, производители, дистрибьюторы и магазины. Это основные участники, определяющие специфику рынка и распределяющие между собой доходы рынка. Отношения этих участников определяют конечную цену продукта.

Для правообладателей стало большим сюрпризом, что рынок цифровой музыки быстро вытеснил рынок носителей и стал важным аспектом их деятельности. Понятие "звукозаписывающая компания", как ясно даже из самого названия "звукозаписывающая", подразумевало под собой какую-то деятельность, прежде всего, создание записи звука, которую можно воспроизводить и тиражировать. На данный момент какая-то производственная деятельность звукозаписывающих компаний становится невостребованной, компании по сути становятся своего рода аккумуляторами, агрегаторами прав тех или иных артистов на ту или иную музыку. Для этого не нужно производства, достаточно иметь каталог и поддерживать его в актуальном виде.

Участники рынка музыкального мобильного контента

Рынок мобильного контента, на котором компания RMG Records работает уже около 4 лет, развивался с 2002 года очень активно. На этом рынке правообладатели практически с самого начала выступали в качестве номинальных обладателей прав, утратив функции производства. С другой стороны на этом рынке появились другие игроки, в частности, операторы, которые заняли доминирующие позиции в развитии данного рынка. На сегодняшний день, определяющей является позиция операторов в определении процентов, отчисляемых другим участникам рынка.

Правообладатели, даже мейджоры, не в состоянии существенно повлиять на процентную ставку отчислений за тот или иной контент. Образуется это из-за того, что операторы сотовой связи, не вступая во взаимодействие с правообладателями, "скидывают" все эти задачи на контент-провайдера, который выступает в качестве буферного звена, задача которого - очистить права, подготовить продукты в необходимом виде и передать оператору для дальнейшего распространения.

Следует поставить в упрек российским операторам то, что они считают свою деятельность главенствующей на рынке, не принимая в расчет западный опыт, где отчисления операторам по ставкам за доставку мобильного контента не превышают 30%. Насколько долго будет жить такой подход, покажет время.

В итоге, правообладателям на данном этапе стало непонятно, как работать на рынке, как распространять свою продукцию. У правообладателей есть права на ту или иную музыку, но как этими правами грамотно распорядиться, как за них грамотно собирать вознаграждение, не удалось сразу разобраться, процесс пошел на самотек.

На первом этапе на рынке мобильного контента лицензии предоставлялись не напрямую от правообладателей, а так называемыми обществами по коллективному управлению правами, таких, как РОМС. Но еще на этапе становления рынка, такие общества отпали сами собой, поскольку правообладатели посчитали посчитали рынок мобильного контента достаточно существенным для себя и взяли его в свои руки. 

Сейчас на рынке появились другие тенденции. Правообладатели считают себя уже достаточно сведущими и пытаются диктовать и процентные ставки отчислений, ориентируясь на запад, и свои пожелания. Представители компаний, представляющих западный музыкальный контент, чаще всего опираются на иностранный опыт, хотя и с учетом российских реалий и специфики.  Ни одна из западных компаний, работающих на российском рынке, даже такие крупные, как Sony BMG, Universal и другие мейджоры, не выступают суфлерами тех пожеланий, которые идут к ним из западных штаб-квартир. Все же территория России - это несколько иной рынок, со своими особенностями.

Первые отчисления, которые были произведены контент-провайдерами мейджорам, были сделаны в достаточных объемах, что позволило упрочить позиции российских правообладателей, что в итоге позволило на первых порах снизить российские отчисления правообладателям относительно мирового уровня. Сейчас, тем не менее, позиция вновь меняется, западные правообладатели, получающие в своих странах до 70% дохода от реализации музыки, не понимают, почему они должны получать меньше на российском рынке. Можно быть уверенным, что рынок западного мобильного контента идет к удорожанию.

Участники рынка музыкальной интернет-дистрибуции

Это еще более запутанный рынок, как для правообладателей, так и для других игроков, хотя участники этого рынка близки по составу к рынку мобильного контента.

 

Тем не менее этот рынок в России работает. Ряд компаний пытается работать на рынке легально, некоторые противятся легализации, но рынок при этом есть, он приносит прибыль.

Данные Агентства InterMedia по соотношению долей
на рынке легальных цифровых продаж и музыки на носителях

Данные Агентства InterMedia
по соотношению долей на рынке легальных цифровых продаж

Какие проблемы можно отметить? Рынки распространения мобильного музыкального контента и распространения музыки через интернет достаточно близки. Позиции по правовой части в обоих случаях оказались непонятными для участников рынка. Причина в том, что оба рынка появились и развились чрезвычайно быстро, а затем быстро видоизменились.

Рынок мобильного музыкального контента, например, появившись всего около трех лет назад, претерпел немало значительных изменений. Можно также быть уверенным, что он продолжит изменяться в сторону рынка интернет-музыки. Сближение этих рынков налицо, об этом говорит, например, появление все новых магазинов, которые работают, как на распространение цифровой музыки, так и на распространение мобильного контента. Магазины, предоставляющие возможность покупать музыку в интернет-пространстве, замещают контент-провайдеров, которые умеют работать только через GSM-операторов.

Проблемы в работе обоих рынков, мобильного контента и цифрового контента в интернет, связаны прежде всего с российским законодательством. Те поправки, которые были введены в сентябре 2006 года, не касаются напрямую интернета. Поправки, которые вводены в 4-й части ГК, также игнорируют понятия "интернета" и "мобильного рынка", отсутствует само понятие "цифрового контента". Фактически легальность обеспечения цифровой передачи голословна. Законодательно подтвердить свои права, опираясь на российское законодательство, сегодня  невозможно. Те права, которые получают российские и зарубежные правообладатели, основаны на использовании понятий "цифровой рынок", "мобильный рынок", но их не получается использовать в судебной практике.  Этим пользуются общества по коллективному управлению правами, которых сейчас достаточно много, причем учредителями некоторых из этих обществ являются небольшие звукозаписывающие компании, которые работают на российском рынке. Зачастую они являются учредителями для того, чтобы отследить систему распространения своих продуктов и работу рынка в целом.

Тем не менее, общества по коллективному управлению правами также не ставят перед собой задачу правового лицензирования музыки. Используется достаточно простая схема: права предоставляются, основываясь на широком толковании одного из пунктов одной из статей законодательства, где, впрочем, не указана впрямую их деятельность, соответственно, можно говорить о произволе такой деятельности. Схема работы таких обществ проста - пользуясь законодательством РФ, они в течение трех лет удерживают собранные средства (как бы для авторов), а затем перечисляют их на свои счета. Это сегодня типовая схема распространения цифрового контента в Росии. Все попытки даже мейджеров изменить ситуацию, пока что не находят поддержки, для этого должно быть изменено законодательство.

Еще один момент - это стоимость контента. Стоимость контента на данный момент - около $0.20 за единицу. Пожелания отдельных правообладателей - цена должна подняться до европейского уровня, т.е. порядка $1, что вряд ли можно считать адекватным сегодняшнему состоянию российского рынка, когда есть бесплатные ресурсы, пиринговые сети, поддержка производителей .mp3 и не внедрена DRM-защита контента.

При наличии должного внимания к теме DRM, в том числе, если будут прилагаться соответствующие усилия со стороны разработчиков, можно ожидать большего распространения данной технологии на российском рынке. Вместе с тем, сегодня ситуация достаточно странная, ни правообладатель, ни распространитель сегодня не знает, что такое DRM или делает вид, что не знает. DRM становится "биркой", которая необходима только для того, чтобы работать с представителями больших иностранных каталогов, которым, впрочем, это тоже нужно в основном для того, чтобы "очиститься" перед западными представителями. Это во-многом происходит потому, что DRM, как технология, не слишком известен, мало случаев практического применения в музыкальной индустрии или других отраслях.

Получается замкнутый круг - музыкальный контент есть, он как-то распространяется, есть усилия отдельных легальных компаний, которые пытаются распространять легальный контент и вводят для этого  DRM и есть рынок в целом, который старается DRM "не замечать". Это и есть проблемы, с которыми следует бороться.

© , записал А.Бойко, CForum.ru


Публикации по теме:

27.08. [Бизнес] VAS: i-Free приглашает на конкурс Russian Mobile Awards' 2013 / CForum.ru

27.11. [Бизнес]  IX Mobile VAS and Applications Conference. Материалы / CForum.ru

26.11. [Бизнес] Тви-трансляция с 9-й VAS Conference 22-23 января 2012 года / CForum.ru

08.10. [Бизнес] 9th Mobile VAS Conference, November 22-23, St.Petersburg / CForum.ru

24.09. [Бизнес] Russian Mobile VAS Awards'2012, прием заявок завершится 21 октября / CForum.ru


Обсуждение

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 53 ms, lookup=0 ms, find=53 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »

© 2006-2012, CForum.ru
Адрес редакции:
Яндекс цитированияRambler's Top100Рейтинг@Mail.ru